Номер 24 (563), 15.06.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


ПО АРХИВАМ СБУ

ВАСИЛИЙ ВРОНСКИЙ – «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

ВЫЧЕРКНУТЫЙ ИЗ ИСТОРИИ И ЖИЗНИ

(Продолжение. Начало в №№ 21-23.)

Первое время фашистской оккупации – осенью 41-го года – семья Вронских страшно бедствовала. Василий Михайлович продавал носильные вещи семьи, чтобы как-то выжить. Потом поступил на службу продавцом в железнодорожный магазинчик, где проработал до марта 1942 года. Прописался в префектуре как румынский подданный. Работая в магазинчике, Вронский не на минуту не прекращал думать о театре. В дни серого безнадежного существования под властью фашистов мысль о театре придавала силы.

В то же время в Одессе жизнь стала налаживаться. Появились городская мэрия, кинотеатры, частные магазины, рестораны. Румынские власти рассматривали Одессу как часть своего королевства и не допускали насилия, как немцы. Румыны старались не озлоблять одесситов.

В Одессе в период оккупации выходило множество изданий – газеты "Одесская газета", "Молва", "Одесса", "Буг", "Литературная газета", "Русское дело"; журналы "Колокол", "Белый луч"; еженедельники "Наши дни", "Неделя", "Детский листок", "Мир", "Смех". Открывались театры – Оперный (открылся первым в декабре 1941 года стараниями Н. Савченко), Эстрады, Русский драматический Вронского, Музыкальный театр комедии и драмы, Украинский драматический, Детский, Интимный, "Гротеск", Зал консерватории, Театр обозрений, Современный театр, театр "Юность", театр-сад "Транснистрия", Театр – аудитория на Слободке. Работала и восстановленная Одесская киностудия... в ресторане "Норд" пел легендарный Петр Лещенко. При румынах были снова открыты Одесский университет, Академия искусств, институты, мореходка...

Вот что пишет известный английский историк А. Верт о тех временах: "Пока шансы держав оси на победу казались благоприятными, румыны намеревались превратить Одессу во второй, только более веселый и беззаботный Бухарест... Антонеску торжественно появлялся в ложе Одесской оперы – здесь была предпринята также серьезная попытка убедить население города, что оно является и останется частью населения Великой Румынии... Тем, кто мог доказать, что в его жилах течет хоть капля молдавской крови, были обещаны всевозможные привилегии... наличие предков – молдаван приравнивалось чуть ли не к обладанию дворянским титулом".

Через румынскую примарию (мэрию), примаря сектора – заместителя мэра Видрашку, которого Вронский знал еще по Кишиневу, и заведующего театрами в Одессе Ливня-Русса, пользуясь своей славой старого хозяина театра и румынского гражданина, Вронский хлопотал о передаче себе в собственность театра, как своей прошлой собственности. Он заявлял, что как главный пайщик театра в 1914 – 1919 годах может рассчитывать на его возвращение. Но ему предложили только арендное пользование полуразрушенным зданием Русского театра.

Деньги на первые взносы дал ему строитель-подрядчик Никулин, который рассчитывал на долю от доходов с театра. Вронский стал директором, главным режиссером и ведущим актером Русского театра драмы и комедии Василия Вронского. За содержание театра он платил аренду примэрии в 20 % от сборов. Театр открылся в июне 1942 года комедией Н.В. Гоголя "Ревизор".

Надо отметить, что мэр Одессы – генеральный примарь города Герман Пынтя был старым знакомым Вронского еще по Кишиневу, где Пынтя занимал важнейшие административные должности. Пынтя, Видрашку, примарь Заевлошин, директор железных дорог Киоряну, адвокат Думетреску бывали на домашних вечерах в доме Вронского. На этих вечерах аполитичный Вронский пытался расположить румынских властителей к Одессе, убедить отказаться от насилия и ограбления города (в то время губернатором Транснистрии был профессор Алексиану, комендантом Одессы – генерал Дескулеску). Серьезные знакомства облегчили Вронскому процесс получения румынского гражданства и обретения своего театра.

На празднике открытии театра Вронский благодарил румынские власти за заботу о процветании культуры в Одессе и обличал коммунистическую пропаганду, заявляя, что советский театр был только пунктом коммунистической агитации.

В конце 1942 года Вронский получил из префектуры распоряжение о регистрации всех комсомольцев театрального коллектива и об увольнении таковых из театра. Вронский ходил к генералу Георгеу с просьбой оставить на работе комсомольцев. Генерал дал согласие при условии подачи ему списка комсомольцев и их отказа от занятия всяческой политической деятельностью. Был составлен список 12 бывших комсомольцев, и Вронский дал свое ручательство за каждого работника театра. Комсомольцы зарегистрировались в полиции, но случаев их преследования со стороны властей не было. Не знаем мы и о "подполье" театра...

(Окончание следует.)

В. ФАЙТЕЛЬБЕРГ-БЛАНК, академик,

В. САВЧЕНКО, доцент.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка